Цифровые инструменты открывают новые возможности классической формы обучения и гармонично дополняют ее, уверены в Министерстве просвещения РФ. Какие плюсы дает использование IT-технологий в процессе обучения и даже в системе школьного питания — в публикации портала национальныепроекты.рф.
Удобство и доступность
В современном мире в любой развитой системе образования не обойтись без активного использования информационных технологий. И российская цифровая образовательная среда развивается довольно давно, напоминают в Минпросвещения. Однако, несмотря на все опасения 2020 года, внедрение ЦОС отнюдь не означает перехода в онлайн — она призвана помочь школе, а не заменить ее.
Министр просвещения Сергей Кравцов в колонке для «Российской газеты» выделил три составляющих ЦОС: инфраструктуру — техническое оснащение школ, содержание — единую базу образовательных ресурсов, а также коммуникационную среду для общения школьников и учителей. Все они, подчеркивают в министерстве, «помогают расширить возможности образования, но не подменяют собой традиционные уроки и живой диалог учителя с учеником». А кроме того, такие технологии должны помочь не выпасть из образовательного процесса тем детям, которые, например, из-за болезни подолгу не могут посещать занятия очно.
В рамках ЦОС, в частности, заверяют в Минпросвещения, будет развиваться цифровая библиотека, где станут доступны не только качественные обучающие тексты по всем темам и предметам, но и видеоматериалы, графика, интерактивные задания. Кроме того, планируется создать социальную платформу коммуникаций (ИКОС) для учеников и учителей. Она позволит вести трансляции занятий и создавать отдельные странички школ и классов. Цифровая образовательная среда также позволит ребенку составить электронное портфолио со всеми достижениями, победами в конкурсах и олимпиадах, которое сможет пригодиться, например, при поступлении в вуз.
ЦОС может взять на себя и многие управленческие функции, помогая разгрузить учителей от бумажной отчетности. А чтобы использование цифровых инструментов не отражалось негативно на здоровье детей, в работе педагогов будут учитываться специально созданные нормативы использования гаджетов.
Расширение возможностей
Цифровые инструменты в образовании действительно могут использоваться очень широко, и сферы их применения ограничиваются только фантазией. Они могут уравнять доступность учебных программ для школьников из разных регионов и населенных пунктов, по-новому заинтересовать учеников и обучить их новым полезным в современном мире навыкам.
В центре образования Кисловской средней образовательной школы Томского района (Томская область) информационные технологии уже начали внедрять, рассказывает руководитель учреждения Сергей Назаркин. Учащиеся, выполняя проекты по ОБЖ, технологии или информатике, сталкиваются с необходимостью самостоятельно искать информацию, анализировать и использовать ее, а также выстраивать командные коммуникации. И в этом им помогают электронная почта, соцсети, мессенджеры Telegram и WhatsApp, а также приложения для координации Discord и Trello.
«Говорить о том, что дистанционное обучение можно приравнять к очному, нельзя, но как дополнительная форма оно имеет много плюсов, например дает возможность выстраивать индивидуальную работу и получать дополнительные знания при попутном освоении новых полезных цифровых инструментов», — подчеркивает Назаркин.
Архив центра образования Кисловской средней школы Томской области
А как рассказывает президент Ассоциации выпускников школ города Москвы Олег Беляев, технологии помогают ученикам развиваться не только в рамках школьной программы. Проект «История успеха», в рамках которого до пандемии проводились очные встречи школьников с известными успешными людьми, в марте 2020 года перешел в онлайн на базе московской школы № 1409.
«Цель проекта — показать ребятам многообразие профессий и то, как можно достичь в них успеха. Это такая просветительская работа, чтобы школьники сами могли принимать решение о будущей карьере, правильно выбирали профильные классы и направление деятельности», — пояснил Беляев.
В дискуссиях с учениками принимают участие люди разных профессий. Например, недавно состоялась встреча с главой «Лаборатории Касперского» Евгением Касперским, а в ближайшее время планируется общение с известным художником Никасом Сафроновым.
«Мы хотим вывести этот проект на федеральный уровень, чтобы ребята по всей России могли бесплатно подключаться к таким беседам», — добавил Беляев.
Контроль и участие
Цифровизация способна улучшить не только непосредственно образовательный процесс, но другие аспекты школьной жизни.
Директор кемеровского муниципального автономного учреждения «Школьное питание» Анастасия Панькова рассказала, как с помощью мобильного приложения ученики 68 школ города и их родители могут в режиме онлайн отправлять свои замечания и предложения по блюдам в столовых с фотографиями и видео. Для этого достаточно воспользоваться специальным QR-кодом, который размещен на салфетнице на каждом столе. Аналогичная функция «Ревизор» действует и в электронных дневниках.
«Эти инструменты пользуются большой популярностью у детей и их родителей. Со своей стороны мы имеем возможность не только оперативно реагировать на какие-то нарушения со стороны сотрудников, исключать из меню блюда, которые не пользуются популярностью, но и получать благодарности и даже отвечать на просьбы поделиться рецептом», — отметила Панькова.
«Без цифровизации нет не только обучения, но и питания. И не стоит бояться вводить такие инструменты, потому что они помогают сделать систему школьного питания лучше и понятнее для родителей, а операторам питания оперативно повышать качество обслуживания школьников», — добавила она.
Источник: ТАСС
Комментариев пока нет